





В политическом смысле город считался «колыбелью революций». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата города на Неве. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта у Финского залива и восточнее Ладожского озера. Поэтому после того, как германская группа армий «Север» вышла к Пскову, финские дивизии начали наступление на Карельском перешейке. Положение города на Неве стало критическим.
🚩И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или по Ладожскому озеру. Немцы практически оказались в пригородах Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор.
🚩До войны Ленинград снабжался в основном поставками продовольствия из других регионов страны. Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам (по 600, 400 и 300 граммов соответственно). В середине сентября эту норму вновь уменьшили. Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день.
🚩Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 миллиона тонн грузов и эвакуированы 1,3 миллиона ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, даже под обстрелом. По дну Ладожского озера удалось уложить трубопровод и электрический кабель.
🚩Прорыв блокады произошёл только в январе 1943 года в ходе операции «Искра» Ленинградского (командующий генерал-полковник Леонид Говоров) и Волховского (командующий генерал армии Кирилл Мерецков) фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Георгий Жуков. Теперь советские ударные группировки превосходили врага на решающих направлениях в пять и более раз.
🚩Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8–11 километров. По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города.