Наша Победа

13 мая 2025 г.
Наша Победа. .
Наша Победа.
.

К началу Великой Отечественной войны в городе проживало уже более 70 тысяч человек. И несмотря на то что находился он в глубоком тылу, его жизнь летом 1941 года изменилась кардинально. Индустриальное развитие привело к тому, что 14 августа 1944 года была образована Тюменская область с административным центром в Тюмени.

20 мая 2021 года Президент Российской Федерации подписал Указ о присвоении Тюмени почётного звания «Город трудовой доблести». 31 октября 2022 года в Тюмени была торжественно открыта стела трудовой доблести.

На земле, в воде и воздухе

В первой половине 1940-х годов Тюмень стала временной базой для десятков заводов и фабрик, эвакуированных из европейских регионов страны. Прибывавшие предприятия встраивались в уже имеющиеся или становились базой для новых отраслей промышленности, которые получили здесь бурное развитие уже в послевоенное время. К январю 1945 года выпуск тюменскими предприятиями промышленной продукции увеличился на 102 миллиона рублей (или на 77,2 процента) по сравнению с 1942 годом.

Важнейшим предприятием в годы войны стал тюменский судостроительный завод, который перешёл на выпуск военной продукции и был преобразован в завод № 639 Главного управления Наркомата судостроительной промышленности СССР. Летом и осенью 1941 года на тюменские судоверфи прибыло оборудование заводов из Ленинграда, Москвы, Керчи, Херсона, Рыбинска и Зеленодольска, и предприятие стало единственным в СССР изготовителем судов малого боевого флота – торпедных катеров, вооружённых торпедными аппаратами, зенитными пулемётами и глубинными бомбами. В том же году с керченского завода в Тюмень прибыл эшелон с 17 недостроенными катерами и группой рабочих, которые стали основой для начала постройки и сдачи торпедных судов Балтийскому и Черноморскому флотам. Уже к концу 1941 года были построены первые 16 торпедных катеров.

В заводских цехах также осуществляли ремонт повреждённых боевых машин, для чего был построен деревянный цех, трубогибочная мастерская, селитровые ванны для термообработки металла, рабочими были освоены литьё новых деталей, с которым до этого никто не имел дела, а также изготовление бронзовых гребных винтов. Благодаря рационализаторским предложениям удалось частично механизировать ручной труд, а также сэкономить сотни тысяч рублей.

Кроме того, на заводе было освоено производство миномётов, реактивных снарядов М-13 и полупонтонов с металлическим покрытием. Всего за годы войны завод выпустил 165 торпедных катеров, на которых в числе остальных воевали 12 Героев Советского Союза. Только 14 из них были подбиты. В свою очередь, тюменские катера потопили на Чёрном море 13 вражеских катеров и барж, а на Балтике – 13 тральщиков, семь сторожевых катеров, транспортов и два эскадренных миноносца. Кроме того, они участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав 1-й Краснознамённой ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота. Четыре головных катера типа «Комсомолец» выполняли боевые задачи в Кронштадте. По воспоминаниям военных моряков, тюменские суда были манёвренными, быстрыми и обладали надёжной бронёй. Более 300 сотрудников предприятия удостоены наград «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Коллектив завода трижды награждался переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны СССР. В 1946 году это знамя было оставлено на постоянное хранение.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie