Спорт и физкультура в детском саду
Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников, преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования в ДОУ представлена в системе работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей.
В систему работы по условиям здоровьесбережения воспитанников включается:
- 100% обеспеченность ДОУ педагогическими работниками и обслуживающим персоналом;
- соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил;
- требованиям пожарной безопасности;
- требованиям безопасности дорожного движения;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания, для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;
- оснащение групповых комнат, спортивного и музыкального залов необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;
- включение в инвариантную часть Образовательной программы ДОУ разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на игровую деятельность, время прогулок, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности), в том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ДОУ включает организацию упражнений по профилактике плоскостопия; выполнение комплекса физкультминуток для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии; соблюдение режима дня в соответствии с требованиями санитарных правил;
- организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни по формированию безопасного образа жизни, профилактике вредных привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей направленности.
- проведение ежегодного мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся воспитанников, динамики показателей здоровья обучающихся воспитанников, травматизма в ДОУ, в том числе дорожно-транспортного травматизма, показателя количества пропусков по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся воспитанников.
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей.
Деятельность ДОУ по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья воспитанников осуществляется совместно с медицинским персоналом, педагогическим коллективом.
Перед сотрудниками детского сада стоит задача совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми, направленную на формирование у них целостного понимания здорового образа жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни. Научить ребёнка беречь себя через воспитание привычки думать и заботиться о своём здоровье. Для ее осуществления используются современные технологии здоровьесбережения и технологии оптимизации режима двигательной активности детей в условиях ДОУ:
- релаксационные паузы
- создание ситуаций эмоционального "всплеска" (игра)
- использование специальных оздоровительных игр (подвижных)
- элементы дыхательных гимнастик
- сочетание физических упражнений с закаливающими процедурами (воздушное закаливание, босохождение, прогулки на воздухе, корригирующая гимнастика после сна, ходьба по дорожке здоровья).
Медицинский персонал детского сада работает в тесном контакте с педагогическим коллективом. В учреждении реализуется комплекс лечебно-профилактических мероприятий, составлен план работы на год.
В учреждении имеется физкультурный зал, который оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный центр, позволяющий детям реализовывать потребность в движении, функционирует натуратерапевтический комплекс «Галакамера «Стандарт», лампы светолечения «Биптрон», направленной на восполнение нехватки солнечного света в условиях продолжительной зимы. Возобновлена кислородная терапия (кислородный коктейль).
В целях оздоровления детей в детском саду внедряются современные здоровьесберегающие технологии. В осенне-зимний период осуществляются мероприятия по подготовке детского организма к сезонным инфекциям, противогриппозная профилактика: прививка против гриппа, витаминотерапия, использование фитонцидов, адаптогенов. С ноября по апрель во всех группах детского сада проводится полоскание зева отварами лекарственных трав, солевым раствором.
Только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. Поэтому в дошкольном учреждении мы стараемся разнообразить формы и методы работы с учетом профилактических и оздоровительно-развивающих мероприятий.
Большое внимание медико-педагогический коллектив ДОУ уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребёнка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды, повышает стрессоустойчивость. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учётом рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания в рамках образовательной программы:
Мероприятия |
Группы |
Сквозное проветривание помещений |
все группы |
Гидрионизация (увлажнитель воздуха) |
все группы |
Соблюдение двигательного режима |
все группы |
Закаливание водой: умывание прохладной водой (лицо, руки от кистей до локтя) |
все группы |
Утренняя гимнастика на свежем воздухе (в соответствии с погодными условиями) |
все группы |
Пальчиковая гимнастика |
все группы |
Закаливание водой: игры с водой (в групповом помещении) |
|
Прогулки |
все группы |
Массаж стоп: босохождение по нетрадиционному оборудованию (ребристая дорожка, аппликаторы) |
все группы |
Сон без маек |
все группы |
Криомассаж |
дети с 3 лет |
Использование комплекса здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми в дошкольном учреждении обеспечило устойчивые положительные результаты по физическому развитию детей.
Рациональное сочетание и использование форм и методов оздоровления детей в режиме дня
№ |
Формы работы |
Содержание |
1 |
Здоровый ритм жизни |
|
2 |
Физические упражнения |
|
3 |
Гигиенические и водные процедуры |
|
4 |
Световоздушные ванны |
|
5 |
Активный отдых |
|
6 |
Фитотерапия |
|
7 |
Музыкотерапия |
|
8 |
Психогимнастика |
игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы |
9 |
Закаливание |
|
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. В течение года в ДОУ уделялось большое внимание оптимизации двигательного режима, с целью укрепления здоровья детей, формирования интереса к разным видам деятельности и потребности в движениях. Для этого воспитатели и специалисты использовали в работе, разработанные модели оптимального двигательного режима детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Модель двигательного режима
№ |
Виды занятий |
Особенности организации |
1 |
Физкультурно-оздоровительные занятия |
ежедневно |
2 |
Подвижные игры, физические упражнения, оздоровительный бег |
ежедневно на прогулке, физкультурных занятиях |
3 |
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, корригирующая гимнастика |
ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей |
4 |
Самостоятельная двигательная деятельность |
ежедневно, под руководством воспитателя, на открытом воздухе |
5 |
Физкультурные занятия |
3 раза в неделю (посещение бассейна «Энергия» 1 раз в неделю детьми 5-7 лет) |
6 |
Физкультурный досуг |
один раз в месяц |
7 |
Игры-соревнования |
один раз в месяц |