Спорт и физкультура в детском саду

             Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа  жизни воспитанников, преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования  в ДОУ представлена  в  системе работы учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей.

В  систему работы по условиям здоровьесбережения воспитанников включается:

  • 100%  обеспеченность ДОУ педагогическими  работниками и обслуживающим персоналом;
  • соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений,  оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил;
  • требованиям пожарной безопасности;
  • требованиям безопасности дорожного движения;
  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания, для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;
  • оснащение групповых комнат, спортивного и музыкального залов необходимым оборудованием  и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ; 
  • включение в инвариантную часть Образовательной программы ДОУ  разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на игровую деятельность, время  прогулок, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности), в том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций;
  • организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ДОУ включает  организацию упражнений по профилактике  плоскостопия; выполнение комплекса  физкультминуток  для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии; соблюдение режима  дня в соответствии с требованиями санитарных правил; 
  • организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни по формированию безопасного образа жизни, профилактике вредных привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей направленности. 
  • проведение  ежегодного мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся воспитанников, динамики показателей здоровья обучающихся воспитанников, травматизма в ДОУ, в том числе дорожно-транспортного травматизма, показателя количества пропусков  по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся воспитанников. 

Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей.

     Деятельность ДОУ по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья воспитанников осуществляется совместно с медицинским персоналом,  педагогическим коллективом.

Перед сотрудниками детского сада стоит задача совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми, направленную на формирование у них целостного понимания здорового образа жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни. Научить ребёнка беречь себя через воспитание привычки думать и заботиться о своём здоровье. Для ее осуществления  используются современные технологии здоровьесбережения  и технологии оптимизации режима двигательной активности детей в условиях ДОУ:

  •  релаксационные паузы
  • создание ситуаций эмоционального "всплеска" (игра)
  •  использование специальных оздоровительных игр (подвижных)
  •  элементы дыхательных гимнастик
  • сочетание физических упражнений с закаливающими процедурами (воздушное закаливание, босохождение, прогулки на воздухе, корригирующая гимнастика после сна, ходьба по дорожке здоровья).

Медицинский персонал детского сада работает в тесном контакте с педагоги­ческим коллективом. В учреждении реализуется комплекс лечебно-профи­лактических мероприятий, составлен план работы на год.

       В учреждении имеется физкультурный зал, который оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный центр, позволяющий детям реализовывать потребность в движении, функционирует натуратерапевтический комплекс «Галакамера «Стандарт», лампы светолечения «Биптрон», направленной на восполнение нехватки солнечного света в условиях продолжительной зимы. Возобновлена кислородная терапия (кислородный коктейль).

В целях оздоровления детей в детском саду внедряются современные здоровьесберегающие технологии. В осенне-зимний период осуществляются мероприятия по подготовке детского организма к сезонным инфекциям, противогриппозная профилактика: прививка против гриппа, витаминотерапия, использование фитонцидов, адаптогенов. С ноября по апрель во всех группах детского сада проводится полоскание зева отварами лекарственных трав, солевым раствором.

Только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. Поэтому в дошкольном учреждении мы стараемся разнообразить формы и методы работы с учетом профилактических и оздоровительно-развивающих мероприятий.

Большое внимание медико-педагогический коллектив ДОУ уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребёнка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды, повышает стрессоустойчивость. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учётом рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания в рамках образовательной программы:

Мероприятия

Группы

Сквозное проветривание помещений

все группы

Гидрионизация (увлажнитель воздуха)

все группы

Соблюдение двигательного режима

все группы

Закаливание водой: умывание прохладной водой (лицо, руки от кистей до локтя)

все группы

Утренняя гимнастика на свежем воздухе (в соответствии с погодными условиями)

все группы

Пальчиковая гимнастика

все группы

Закаливание водой: игры с водой (в групповом помещении)

Прогулки

все группы

Массаж стоп: босохождение по нетрадиционному оборудованию (ребристая дорожка, аппликаторы)

все группы

Сон без маек

все группы

Криомассаж

дети с 3 лет

Использование комплекса здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми в дошкольном учреждении обеспечило устойчивые положительные результаты по физическому развитию детей.

Рациональное сочетание и использование форм и методов оздоровления детей в режиме дня

Формы работы

Содержание

1

Здоровый ритм жизни

  • щадящий режим (адаптационный период) 
  • гибкий режим
  • организация здоровой среды

2

Физические упражнения

  • утренняя гимнастика; 
  • физкультурно-оздоровительные занятия
  • подвижные и динамические игры;
  • профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопие, зрение)
  • спортивные игры

3

Гигиенические и водные процедуры

  • умывание;
  • мытье рук;
  • игры с водой
  • криомассаж

 4

Световоздушные ванны

  • проветривание помещений (в том числе сквозное)
  • сон при открытых фрамугах прогулки на свежем воздухе
  • обеспечение температурного режима, влажности и чистоты воздуха

 5

Активный отдых

  • развлечения,
  • праздники
  • игры – забавы
  • дни здоровья
  • каникулы
  • мини походы

6

Фитотерапия

  • витаминный чай
  • сок
  • морс

 7

Музыкотерапия

  • музыкальнее сопровождение режимных моментов
  • муз. оформление фона занятий

 8

Психогимнастика

  игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

 9

Закаливание

  • обширное умывание
  • дыхательная гимнастика

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. В течение года в ДОУ уделялось большое внимание оптимизации двигательного режима, с целью укрепления здоровья детей, формирования интереса к разным видам деятельности и потребности в движениях. Для этого воспитатели и специалисты использовали в работе, разработанные модели оптимального двигательного режима детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Модель двигательного режима

Виды занятий

Особенности организации

1

Физкультурно-оздоровительные занятия

ежедневно

2

Подвижные игры, физические упражнения,  оздоровительный бег

ежедневно на прогулке, физкультурных занятиях

3

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, корригирующая гимнастика

ежедневно,

по мере пробуждения и подъема детей

 4

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно, под руководством воспитателя, на открытом воздухе

 5

Физкультурные занятия

3 раза в неделю (посещение бассейна «Энергия» 1 раз в неделю детьми 5-7 лет)

6

Физкультурный досуг

один раз в месяц

7

Игры-соревнования

один раз в месяц

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie