Субботняя школа для малышей по системе Монтессори
Для раскрытия внутреннего потенциала ребёнка важное условие — благоприятная пространственная обстановка. Подготовленная среда монтессори-сада — предметное и социальное окружение с наличием посредника. Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, хорошо проветренным. Цветовое решение интерьера (стен, мебели, ковра) нейтральное, наличие узоров не отвлекает детей. В комнате красиво, используются картины, вазы и другие предметы для украшения интерьера.
Особенности программы Монтессори
Программа Монтессори отличается от классических образовательных программ для детских садов комплектованием групп и побуждение ребёнка быть независимым:
- Воспитанниками монтессори-сада являются дети 1,5–8 лет. Условное деление: группа для самых маленьких — 1,5–3 года, для детей постарше — 4–6 лет, для дошкольников — 6–8 лет. Монтессори группы предполагают комплектацию в 20–25 человек для максимально эффективного развития детей.
- Наличие разновозрастных групп. По мере освоения ребёнком определённых умений и навыков, он переводится в следующую группу. То есть деление по возрастным показателям условно, и по рекомендациям специалистов, все группы монтессори сада в идеале должны состоять из детей разного возраста.
- Предоставление ребёнку свободы:
- в выборе вида деятельности (исследовательская, творческая, игровая);
- времени и темпа работы;
- места (детям позволено передвигать мебель, заниматься на ковриках);
- в выборе партнёрства или автономии (в отличие от традиционной воспитательной системы, инициаторами коллективной деятельности выступают сами дети);
- ошибаться (иными словами, предоставление права на ошибку, научение воспринимать отрицательный результат как полезный опыт).
- Наличие правил. Даже если группа состоит из детей разного возраста, все воспитанники соблюдают правила поведения. С ними знакомятся в первые дни пребывания в садике, повторяют и обязуются не нарушать, тем самым выказывать уважение к работе одногруппников. Примерный свод правил в монтессори-группе: стараться не нарушать рабочую тишину, по возможности делать всё самостоятельно, убирать вещи на свои места, следить за порядком, не конфликтовать с другими детьми.
Программа занятий
Возраст: 3-4 года
Месяц |
Пространство |
Презентация |
Цели |
Сентябрь |
Практическая жизнь |
Ходьба |
Прямая научить правильно ходить по группе |
Ходьба по линии |
Прямая: научить ходить по линии Косвенные:
контроль над своим телом |
||
Ношение стула |
Прямая: научить носить стул Косвенные:
|
||
Уроки тишины |
Прямая: научиться ощущать полную тишину Косвенные:
|
||
Пересыпание ложкой |
Прямая: научиться пользоваться ложкой Косвенные:
|
||
Пересыпание зерен из кувшина в кувшин |
Прямая: научиться пересыпать зерна Косвенные:
|
||
Переливание |
Прямая: научиться переливать воду Косвенные:
|
||
Октябрь |
Ношение сворачивание и разворачивание ковра |
Прямая: научиться носить, разворачивать и сворачивать коврик Косвенные:
|
|
Сенсорика |
Розовая башня |
Прямая: изучение величины Косвенные:
|
|
Коричневая лестница |
Прямая: различие величины-длины Косвенные:
|
||
Ноябрь |
Практическая жизнь |
Сворачивание салфеток |
Прямая: научиться подметать Косвенные:
|
Вытирание пыли |
Прямая: научить вытирать пыль Косвенные:
|
||
Сенсорика |
Блоки цилиндров |
Прямая: Восприятие и различение величины Косвенные:
|
|
Декабрь |
Практическая жизнь |
Мытьё рук |
Прямая: научить ребёнка заботиться о себе, научить мыть руки Косвенные:
|
Сенсорика |
Цветные таблички |
Прямая: Восприятие чувства цвета, различение цветов - развитие мелкой моторики - концентрация внимания - подготовка к письму, рисованию |
|
Конструктивные треугольники |
Прямая:визуальное различение геометрических фигур, повторение и запоминание их названий, знакомство с основными линиями в треугольнике. Косвенные:
|
||
Январь |
Практическая жизнь |
Сметание со стола |
Прямая: научиться подметать Косвенные:
|
Сенсорика |
Весовые таблички |
Прямая: воспитание барического чувства Косвенные:
|
|
Развитие речи |
Звуковые игры. Игры с вопросами |
Прямая: анализ звука |
|
Февраль |
Практическая жизнь |
Мытьё стола |
Прямая: научиться мыть стол Косвенные:
|
Развитие речи |
Металлические вкладыши |
Прямая: подготовка руки к письму, рисованию Косвенные:
|
|
Март |
Практическая жизнь |
Чистка обуви |
Прямая: научить чистить обувь Косвенные:
|
Сенсорика |
Красные штанги |
Прямая: Различие величины (длины) Косвенные:
|
|
Апрель |
Практическая жизнь |
Плетение косы |
Прямая: научить плести косы Косвенные:
|
Сенсорика |
Доски для ощупывания |
Прямая: развитие тактильного чувства Косвенные:
|
|
Сенсорика |
Геометрический комод |
Прямая: различение форм, систематизация их и классификация Косвенные:
|
|
Май |
Практическая жизнь |
Рамки с застёжками (пуговицы, кнопки, молния, крючки и петли) |
Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек Косвенные:
|
Сенсорика |
Биологический комод |
прямая: различение разнообразных форм, развитие зрительного восприятия; знакомство с различными формами листьев. Косвенная:
|
Возраст: 4-5 л.
Месяц |
Пространство |
Презентация |
Цели |
Сентябрь |
Практическая жизнь |
Аранжировка цветов |
Прямая: научиться делать букет, украшать дом Косвенные:
|
Мытьё посуды |
Прямая: Научиться мыть посуду Косвенные:
|
||
Сенсорика |
Ткани |
Прямая: развитие тактильного чувства Косвенные:
|
|
Шершавые таблички |
Прямая: развитие тактильного чувства Косвенные:
развитие логики, мышления, интеллекта |
||
Развитие речи |
Шероватые (тактильные) буквы - строчные |
Прямая: познакомиться с символом звука Косвенные:
|
|
Октябрь |
Практическая жизнь |
Рамки с застёжками(с ремнями) |
Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек Косвенные:
|
Сортировка |
Прямая : развитие и утончение стереогностического чувства Косвенные:
|
||
Математика |
Числовые штанги |
Прямая: Формирование и осознание понятия количества, научить считать от 1 до 10 и обратно Косвенные:
формирование и осознание понятия отрезка на сенсорном уровне |
|
Развитие речи |
Шероватые (тактильные) буквы- строчные |
Прямая: познакомиться с символом звука Косвенные:
зрительной и слуховой памяти |
|
Ноябрь |
Сенсорика |
Шумовые цилиндры |
Прямая :развитие и утончение слуха Косвенные:
|
Тепловые таблички |
Прямая: Изучение температуры предметов Косвенные:
|
||
Биноминальный куб |
Цели: Прямая: развитие пространственной ориентации, построение биноминального куба на сенсорном уровне Косвенные:
|
||
Развитие речи |
Шероватые (тактильные) буквы- строчные |
Прямая: познакомиться с символом звука Косвенные:
зрительной и слуховой памяти |
|
Декабрь |
Математика |
Шершавые цифры |
Прямая: Формирование и осознание понятия символ Косвенные:
|
Сенсорика |
Шершавые таблички |
Прямая: развитие тактильного чувства Косвенные:
|
|
Развитие речи |
Шероватые (тактильные) буквы- строчные |
Прямая: познакомиться с символом звука Косвенные:
зрительной и слуховой памяти |
|
Январь |
Практическая жизнь |
Рамки с застёжками( с бантами, со шнуровкой) |
Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек Косвенные:
|
Практическая жизнь |
Стирка салфеток и полотенец |
Прямая: научить стирать Косвенные:
|
|
Сенсорика |
Триноминальный куб (продвинутый материал) |
Прямая: Построить триноминальный куб Косвенные:
|
|
Математика |
Числовые штанги и карты |
Прямая: Формирование и осознание связи количества с символом Косвенные:
|
|
Веретёна |
Прямая: Введение понятия 0 (ноль), связь разрозненного количества от 0 до 9, написание 0, усвоение количества 0 Косвенные:
|
||
Развитие речи |
Шероватые (тактильные) буквы- строчные |
Прямая: познакомиться с символом звука Косвенные:
зрительной и слуховой памяти |
|
Февраль |
Математика |
Цифры и фишки |
Прямая: построение числового ряда от 0 до 10 Косвенные:
|
Сенсорика |
Шумовые цилиндры |
Прямая: Развитие и утончение слуха Косвенные:
|
|
Развитие речи |
Шероватые (тактильные) буквы- строчные |
Прямая: познакомиться с символом звука Косвенные:
зрительной и слуховой памяти |
|
Март |
Практическая жизнь |
Утюжка салфеток и полотенец |
Прямая: научиться утюжить настоящим утюгом Косвенные:
|
Математика |
Золотой материал Введение в десятичную систему А) количество |
Прямая: дать ребёнку представление о десятичной системе счисления Косвенные:
|
|
Золотой материал Введение в десятичную систему Б) введение в символ |
Прямая: знакомство с изображением чисел (1,10,100,1000) Косвенные:
|
||
Сенсорика |
Геометрические тела |
Прямая: Утончение стереогностического чувства Косвенные:
|
|
Апрель |
Математика |
Построение десятичной системы бусинами |
Прямая: переход от одного разряда к другому, построение десятичной системы Косвенные:
|
Построение десятичной системы карточками |
Прямая: повторение, акцент от 1 разряда к другому Косвенная:
|
||
Связь количества с символом |
Прямая: установление взаимосвязи между количеством и символом |
||
Развитие речи |
Шероватые (тактильные) буквы- прописные, заглавные |
Прямая: введение заглавной буквы, дать понять что есть слова, которые пишутся с заглавной буквы |
|
Май |
Математика |
Построение многозначных чисел Цель: |
Прямая:Построение многозначных чисел |
Развитие речи |
Шероватые (тактильные) буквы- прописные, заглавные |
Прямая: введение заглавной буквы, дать понять что есть слова, которые пишутся с заглавной буквы |
Возраст: 5-7
Месяц |
Пространство |
Презентация |
Цели |
Сентябрь |
Практическая жизнь |
Рамки с застёжками (комбинированная шнуровка) |
Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек Косвенные:
перекрёстные движения, взаимосвязь между двумя полушариями |
Математика |
Арифметические действия. Сложение |
Прямая: осознание процесса сложения Косвенные:
|
|
Октябрь |
Математика |
Сложение с заменой разряда |
Прямая: сложение с заменой разряда Косвенные:
|
Развитие речи |
Подвижный алфавит |
Прямая: анализ и синтез звука, подготовка к письму Косвенные:
письмо слева на право |
|
Ноябрь |
Математика |
Динамическое сложение |
Прямая: осознание процесса сложения с заменой разряда Косвенные:
|
Развитие речи |
Письмо букв на обычной бумаге |
Прямая: тренировка руки написанием карандашом , запомнить форму буквы |
|
Декабрь |
Математика |
Вычитание |
Прямая: осознание процесса вычитания Косвенные:
|
Развитие речи |
Письмо букв на доске |
Прямая: обратить внимание ребёнка на то, что если писать одну и ту же букву, она может быть разной |
|
Январь |
Математика |
Введение в марки |
Прямая: запись многозначных чисел, выложенных марками Косвенные:
|
Развитие речи |
Сортировка шероховатых букв по семьям |
Прямая: анализ буквы по графическим элементам |
|
Февраль |
Практическая жизнь |
Рамки с застёжками( булавки) |
Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек Косвенные:
перекрёстные движения, взаимосвязь между двумя полушариями |
Математика |
Сложение с марками |
Прямая: сложение многозначных чисел, запись примеров многозначных чисел, введение компонента «слагаемое», «сумма» |
|
Динамическое сложение |
Прямая: сложение многозначных чисел с заменой разряда Косвенные: письмо цифр |
||
Развитие речи |
Выкладывание букв на линейках(разлинованный коврик) |
Прямая: подготовка к письму на линейках |
|
Март |
Математика |
Статистическое вычитание |
Прямая: научить вычитать многозначные числа |
Математика |
Динамическое вычитание |
Прямая: научить вычитать многозначные числа |
|
Развитие речи |
Письмо букв на разлинованных листах |
Прямая: письмо на линейках |
|
Апрель |
Математика |
Доска Сегена №1. Связь количества с символом |
Прямая: изучение символов от 11 до 19,комбинация единиц с десятками, прямой и обратный счёт |
Доска Сегена №2 |
Цель 1 презентации: Познакомить с названием целых десятков от 10 до 90, счёт с перепрыгиванием Цель 2 презентации: Познакомить с названием всех остальных чисел первой сотни, линейный счёт от11 до 19, научиться правильно переходить в следующий десяток |
||
Развитие речи |
Списывание слов |
Прямая: развитие механического письма |
|
Май |
Математика |
Дроби |
Прямая: изучение части целого, знакомство с дробями и действия с ними Косвенные:
|
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника