Субботняя школа для малышей по системе Монтессори

Для раскрытия внутреннего потенциала ребёнка важное условие — благоприятная пространственная обстановка. Подготовленная среда монтессори-сада — предметное и социальное окружение с наличием посредника. Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, хорошо проветренным. Цветовое решение интерьера (стен, мебели, ковра) нейтральное, наличие узоров не отвлекает детей. В комнате красиво, используются картины, вазы и другие предметы для украшения интерьера. 

Особенности программы Монтессори

Программа Монтессори отличается от классических образовательных программ для детских садов комплектованием групп и побуждение ребёнка быть независимым:

  1. Воспитанниками монтессори-сада являются дети 1,5–8 лет. Условное деление: группа для самых маленьких — 1,5–3 года, для детей постарше — 4–6 лет, для дошкольников — 6–8 лет. Монтессори группы предполагают комплектацию в 20–25 человек для максимально эффективного развития детей.
  2. Наличие разновозрастных групп. По мере освоения ребёнком определённых умений и навыков, он переводится в следующую группу. То есть деление по возрастным показателям условно, и по рекомендациям специалистов, все группы монтессори сада в идеале должны состоять из детей разного возраста.
  3. Предоставление ребёнку свободы:
    • в выборе вида деятельности (исследовательская, творческая, игровая);
    • времени и темпа работы;
    • места (детям позволено передвигать мебель, заниматься на ковриках);
    • в выборе партнёрства или автономии (в отличие от традиционной воспитательной системы, инициаторами коллективной деятельности выступают сами дети);
    • ошибаться (иными словами, предоставление права на ошибку, научение воспринимать отрицательный результат как полезный опыт).
  4. Наличие правил. Даже если группа состоит из детей разного возраста, все воспитанники соблюдают правила поведения. С ними знакомятся в первые дни пребывания в садике, повторяют и обязуются не нарушать, тем самым выказывать уважение к работе одногруппников. Примерный свод правил в монтессори-группе: стараться не нарушать рабочую тишину, по возможности делать всё самостоятельно, убирать вещи на свои места, следить за порядком, не конфликтовать с другими детьми.

Программа занятий

Возраст: 3-4 года

Месяц

Пространство

Презентация

Цели

Сентябрь

Практическая жизнь

Ходьба

Прямая  научить правильно ходить по группе

Ходьба по линии

Прямая: научить ходить по линии

Косвенные:

  • развитие движений и координации всего тела
  • воспитание красивой осанки

контроль над своим телом

Ношение стула

Прямая: научить носить стул

Косвенные:

  • контроль и координация движений,
  • развитие самостоятельности, независимости от других людей,
  • формирование навыков социального поведения.

Уроки тишины

Прямая: научиться ощущать полную тишину

Косвенные:

  • ощутить полную тишину
  • тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой
  • восприятие слабого шума
  • контроль своих движений

Пересыпание

ложкой

Прямая: научиться пользоваться ложкой

Косвенные:

  • подготовка к математике
  • изучение названий зерен
  • воспитание аккуратности

Пересыпание зерен из кувшина в кувшин

Прямая: научиться пересыпать зерна

Косвенные:

  • развитие глазомера
  • воспитание аккуратности, точности, независимости
  • координация, точность движений и их контроль

Переливание

Прямая: научиться переливать воду

Косвенные:

  • воспитание аккуратности, точности, независимости
  • подготовка к математике
  • развитие глазомера, координация движений

Октябрь

Ношение сворачивание и разворачивание ковра

Прямая: научиться носить, разворачивать и сворачивать коврик

Косвенные:

  • развитие координации движения
  • воспитание самостоятельности, независимости, свобода выбора места работы

Сенсорика

Розовая башня

Прямая: изучение величины

Косвенные:

  • подготовка к математике
  • развитие мелкой моторики
  • развитие и утончение визуального чувства

Коричневая лестница

Прямая: различие величины-длины

Косвенные:

  • развитие мелкой моторики, координации движений
  • подготовка к письму
  • развитие и утончение визуального чувства
  • подготовка к математике

Ноябрь

Практическая жизнь

Сворачивание салфеток

Прямая: научиться подметать

Косвенные:

  • подготовка руки к письму
  • забота об окружающей среде
  • воспитание самостоятельности, независимости, умения  концентрироваться

Вытирание пыли

Прямая: научить вытирать пыль

Косвенные:

  • подготовка руки к письму
  • забота об окружающей среда

Сенсорика

Блоки цилиндров

Прямая: Восприятие и различение   величины

Косвенные:

  • развитие глазомера, логики, памяти
  • подготовка руки к письму
  • развитие координации и контроля движений
  • подготовка к десятичной системе счисления

Декабрь

Практическая жизнь

Мытьё рук

Прямая: научить ребёнка заботиться  о себе, научить мыть руки

Косвенные:

  • развитие координации
  • развитие  мелкой моторики
  • подготовка к письму
  • развитие памяти
  • развитие логического мышления
  • развитие  аккуратности, культурно-гигиенических навыков

Сенсорика

Цветные таблички

Прямая: Восприятие чувства цвета, различение цветов

       - развитие мелкой моторики

       - концентрация внимания

       - подготовка к письму, рисованию

Конструктивные треугольники

Прямая:визуальное различение геометрических фигур, повторение и запоминание их названий, знакомство с основными линиями в треугольнике.

Косвенные:

  • подготовка к изучению математики
  • развитие фантазии, воображения
  • развитие пространственной ориентации

Январь

Практическая жизнь

Сметание со стола

Прямая: научиться подметать

 Косвенные:

  • подготовка руки к письму
  • забота об окружающей среде
  • воспитание самостоятельности, независимости, умения  концентрироваться

Сенсорика

Весовые таблички

Прямая: воспитание барического чувства

 Косвенные:

  • концентрация внимания
  • координация движения
  • подготовка к работе с весами

Развитие речи

Звуковые игры.

Игры с вопросами

Прямая: анализ звука

Февраль

Практическая жизнь

Мытьё стола

Прямая: научиться мыть стол

Косвенные:

  • подготовка к работе с другими материалами(стирка)
  • забота об окружающей среде
  • воспитание независимости, самостоятельности, умения концентрироваться
  • подготовка руки к письму

Развитие речи

Металлические вкладыши

Прямая:  подготовка руки к письму,          рисованию

Косвенные:

  • восприятие формы
  • выражение своих мыслей
  • развитие творчества, воображения

Март

Практическая жизнь

Чистка обуви

Прямая: научить чистить обувь

Косвенные:

  • развитие координации, мелкой моторики
  • подготовка к письму
  • развитие логического мышления
  • воспитание аккуратности, культурно-гигиенических навыков
  • развитие памяти

Сенсорика

Красные штанги

Прямая: Различие величины (длины)

Косвенные:

  • развитие и утончение визуального чувства
  • подготовка  к математике
  • развитие мелкой моторики, координации движений

Апрель

Практическая жизнь

Плетение косы

Прямая: научить плести косы

Косвенные:

  • развитие моторно-зрительной координации
  • воспитание аккуратности
  • забота об окружающей среде

Сенсорика

Доски для ощупывания

Прямая: развитие тактильного чувства

Косвенные:

  • подготовка к письму
  • развитие логики, мышления, алгоритма действия

Сенсорика

Геометрический комод

Прямая: различение форм, систематизация их и классификация

Косвенные:

  • подготовка к письму
  • развитие абстрактного мышления
  • развитие зрительной памяти

Май

Практическая жизнь

Рамки с застёжками (пуговицы, кнопки, молния, крючки и петли)

Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек

Косвенные:

  • развитие мелкой моторики, зрения, мышления, внимания,аккуратность
  • социализация
  • самообслуживание
  • перекрёстные движения, взаимосвязь между двумя полушариями

Сенсорика

Биологический комод

прямая: различение разнообразных форм, развитие зрительного восприятия; знакомство с различными формами листьев. Косвенная:

  • подготовка к изучению биологии;
  • подготовка к письму.

Возраст: 4-5 л.

Месяц

Пространство

Презентация

Цели

Сентябрь

Практическая жизнь

Аранжировка цветов

Прямая: научиться делать букет, украшать дом

Косвенные:

  • эстетическое воспитание
  • биологические знания о строении цветк

Мытьё посуды

Прямая: Научиться мыть посуду

Косвенные:

  • воспитание самостоятельности, независимости, трудолюбия

Сенсорика

Ткани

Прямая: развитие тактильного чувства

Косвенные:

  • подготовка к письму, языку

Шершавые таблички

Прямая: развитие тактильного чувства

Косвенные:

  • подготовка к письму

развитие логики, мышления, интеллекта

Развитие речи

Шероватые (тактильные) буквы - строчные

Прямая: познакомиться с символом звука

Косвенные:

  • подготовка к письму и чтению
  • развитие тактильного чувства,
  • зрительной и слуховой памяти

Октябрь

Практическая жизнь

Рамки с застёжками(с ремнями)

Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек

Косвенные:

  • развитие мелкой моторики, зрения, мышления, внимания,аккуратность
  • социализация
  • самообслуживание
  • перекрёстные движения, взаимосвязь между двумя полушариями

Сортировка

Прямая : развитие и утончение стереогностического чувства

Косвенные:

  • подготовка к математике
  • развитие речи, интеллекта, координации и внимания

Математика

Числовые штанги

Прямая: Формирование и осознание понятия количества, научить считать от 1 до 10 и обратно

Косвенные:

  • подготовка к восприятию десятичной системы
  • подготовка к сложению и вычитанию
  • развитие координации движений
  • развитие концентрации внимания
  • развитие мышление, логики

формирование и осознание понятия отрезка на сенсорном уровне

Развитие речи

Шероватые (тактильные) буквы- строчные

Прямая: познакомиться с символом звука

Косвенные:

  • подготовка к письму и чтению
  • развитие тактильного чувства,

зрительной и слуховой памяти

Ноябрь

Сенсорика

Шумовые цилиндры

Прямая :развитие и утончение слуха

Косвенные:

  • подготовка к письму,
  • развитие мелкой моторики
  • развитие музыкального слуха

Тепловые таблички

Прямая: Изучение температуры предметов

Косвенные:

  • объяснение теплопроводности
  • изучение свойств предметов

Биноминальный куб

Цели: Прямая:  развитие пространственной ориентации, построение биноминального куба на сенсорном уровне

  Косвенные:

  • подготовка к алгебре
  • развитие мышления, логики

Развитие речи

Шероватые (тактильные) буквы- строчные

Прямая: познакомиться с символом звука

Косвенные:

  • подготовка к письму и чтению
  • развитие тактильного чувства,

зрительной и слуховой памяти

Декабрь

Математика

Шершавые цифры

Прямая: Формирование и осознание понятия символ

Косвенные:

  • научить писать цифры
  • изучение названия цифр

Сенсорика

Шершавые таблички

Прямая: развитие тактильного чувства

Косвенные:

  • подготовка к письму
  • развитие логики, мышления, интеллекта

Развитие речи

Шероватые (тактильные) буквы- строчные

Прямая: познакомиться с символом звука

Косвенные:

  • подготовка к письму и чтению
  • развитие тактильного чувства,

зрительной и слуховой памяти

Январь

Практическая жизнь

Рамки с застёжками( с бантами, со шнуровкой)

Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек

Косвенные:

  • развитие мелкой моторики, зрения, мышления, внимания,аккуратность
  • социализация
  • самообслуживание
  • перекрёстные движения, взаимосвязь между двумя полушариями

Практическая жизнь

Стирка салфеток и полотенец

Прямая: научить стирать

Косвенные:

  • развитие самостоятельности,независимости
  • воспитание трудолюбия

Сенсорика

Триноминальный куб (продвинутый материал)

Прямая: Построить триноминальный куб

Косвенные:

  • развитие пространственной ориентации, анализ,синтез
  • развитие логики, мышления, интеллекта

Математика

Числовые штанги и карты

Прямая: Формирование и осознание связи количества с символом

   Косвенные:

  • подготовка к арифметическим действиям
  • развитие логики, мышления, интеллекта

Веретёна

Прямая: Введение понятия 0 (ноль), связь разрозненного количества от 0 до 9, написание 0, усвоение количества 0

Косвенные:

  • развитие зрительной, тактильной, слуховой памяти
  • развитие мелкой моторики
  • подготовка к работе с 0

Развитие речи

Шероватые (тактильные) буквы- строчные

Прямая: познакомиться с символом звука

Косвенные:

  • подготовка к письму и чтению
  • развитие тактильного чувства,

зрительной и слуховой памяти

Февраль

Математика

Цифры и фишки

Прямая: построение числового ряда от 0 до 10

Косвенные:

  • усвоение связи количества с символом
  • подготовка к умножению и делению
  • осознание алгоритма образования чисел натурального ряда
  • знакомство с чётными и нечетными цифрами

Сенсорика

Шумовые  цилиндры

Прямая: Развитие и утончение слуха

     Косвенные:

  • подготовка к письму,
  • развитие мелкой моторики
  • развитие музыкального слуха

Развитие речи

Шероватые (тактильные) буквы- строчные

Прямая: познакомиться с символом звука

Косвенные:

  • подготовка к письму и чтению
  • развитие тактильного чувства,

зрительной и слуховой памяти

Март

Практическая жизнь

Утюжка салфеток и полотенец

Прямая: научиться утюжить настоящим утюгом

Косвенные:

  • самообслуживание
  • воспитание независимости,аккуратности

Математика

Золотой материал

Введение в десятичную систему

А) количество

Прямая: дать ребёнку представление о десятичной системе счисления

Косвенные:

  • подготовка к изучению многозначных чисел
  • подготовка к выполнению арифметических действий с многозначными числами

Золотой материал

Введение в десятичную систему

Б) введение в символ

Прямая: знакомство с изображением чисел (1,10,100,1000)

Косвенные:

  • подготовка к изучению многозначных чисел

Сенсорика

Геометрические тела

Прямая: Утончение стереогностического чувства

Косвенные:

  • подготовка к геометрии
  • развитие мелкой моторики

Апрель

Математика

Построение десятичной системы бусинами

Прямая: переход от одного разряда к другому, построение десятичной системы

Косвенные:

  • подготовка к выполнению арифметических действий с многозначными числами
  • развитие мелкой моторики

Построение десятичной системы карточками

Прямая: повторение, акцент от 1 разряда к другому

Косвенная:

  • изучение структуры десятичной системы счисления с символами

Связь количества с символом

Прямая: установление взаимосвязи между количеством и символом

Развитие речи

Шероватые (тактильные) буквы- прописные, заглавные

Прямая: введение заглавной буквы, дать понять что есть слова, которые пишутся с заглавной буквы

Май

Математика

Построение многозначных чисел

Цель:

Прямая:Построение многозначных чисел

Развитие речи

Шероватые (тактильные) буквы- прописные, заглавные

Прямая:     введение заглавной буквы, дать понять что есть слова, которые пишутся с заглавной буквы

Возраст: 5-7

Месяц

Пространство

Презентация

Цели

Сентябрь

Практическая жизнь

Рамки с застёжками (комбинированная шнуровка)

Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек

Косвенные:

  • развитие мелкой моторики, зрения, мышления, внимания,аккуратность
  • социализация
  • самообслуживание

перекрёстные движения, взаимосвязь между двумя полушариями

Математика

Арифметические действия. Сложение

Прямая: осознание процесса сложения

Косвенные:

  • повторение многозначных чисел

Октябрь

Математика

Сложение с заменой разряда

Прямая: сложение с заменой разряда

Косвенные:

  • подготовка к  арифметическим действиям

Развитие речи

Подвижный алфавит

Прямая: анализ и синтез звука, подготовка к письму

Косвенные:

  • звуковое письмо
  • повторение звуков
  • подготовка к фонетическому разбору
  • развитие музыкального слуха

письмо слева на право

Ноябрь

Математика

Динамическое сложение

Прямая: осознание процесса сложения с заменой разряда

Косвенные:

  • развитие мелкой моторики
  • развитие логики,мышления

Развитие речи

Письмо букв на обычной бумаге

Прямая: тренировка руки написанием карандашом , запомнить форму буквы

Декабрь

Математика

Вычитание

Прямая: осознание процесса вычитания

Косвенные:

  • прочтение многозначного числа
  • социализация
  • развитие мелкой моторики

Развитие речи

Письмо букв на доске

Прямая: обратить внимание ребёнка на то, что если писать одну и ту же букву, она может быть разной

Январь

Математика

Введение в марки

Прямая: запись многозначных чисел, выложенных марками

Косвенные:

  • подготовка к записи арифметических действий
  • развитие логики,мышления,памяти

Развитие речи

Сортировка шероховатых букв по семьям

Прямая: анализ буквы по графическим элементам

Февраль

Практическая жизнь

Рамки с застёжками( булавки)

Прямая: Научиться застёгивать и расстегивать разные виды застёжек

Косвенные:

  • развитие мелкой моторики, зрения, мышления, внимания,аккуратность
  • социализация
  • самообслуживание

перекрёстные движения, взаимосвязь между двумя полушариями

Математика

Сложение с марками

Прямая: сложение  многозначных чисел, запись примеров многозначных чисел, введение  компонента «слагаемое»,  «сумма»

Динамическое сложение

Прямая: сложение многозначных чисел с заменой разряда

Косвенные: письмо  цифр

Развитие речи

Выкладывание букв на линейках(разлинованный коврик)

Прямая: подготовка к письму на линейках

Март

Математика

Статистическое вычитание

Прямая: научить вычитать многозначные числа

Математика

Динамическое вычитание

Прямая: научить вычитать многозначные числа

Развитие речи

Письмо букв  на разлинованных листах

Прямая: письмо на линейках

Апрель

Математика

Доска Сегена №1.

Связь количества с символом

Прямая: изучение символов от 11 до 19,комбинация единиц с десятками, прямой и обратный счёт

Доска Сегена №2

Цель 1 презентации:

Познакомить с названием целых десятков от 10 до 90, счёт с перепрыгиванием

Цель 2 презентации:

Познакомить  с названием всех остальных чисел первой сотни, линейный счёт от11 до 19, научиться правильно переходить в следующий десяток

Развитие речи

Списывание слов

Прямая: развитие механического письма

Май

Математика

Дроби

Прямая: изучение части целого, знакомство с дробями и действия с ними

Косвенные:

  • Развитие  глазомера, памяти, логики, мышления
  • Развитие мелкой моторики

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie